Занятие: «Асоциальные установки общества»

Цель: дать понятие о приемлемости примеров поведения. Развитие способности принимать правильное решение, способствующее социальному одобрению поступков.

Ход занятия.

1. Упражнение «Что возьмем с собой на пикник?»

Цель: повышение самооценки, развитие творческого воображения

Инструкция: Придумайте рифму к своему имени, слово, которое вы можете взять на пикник.

Например: Я, Виктория, возьму с собой веселую историю

Время выполнения: 3 минуты

2. Теоретическая часть.

Социальная установка, или англиц. аттитю́д (attitude «отношение»), — предрасположенность (склонность) субъекта к совершению определённого социального поведения; при этом предполагается, что аттитюд имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать и, как итог, действовать относительно данного социального объекта (явления) определённым образом.

Аттитюд— это особый тип убеждения, представляющий собой сложившуюся оценку некоего объекта.

Важно разводить понятия «установка» (set), введённое и разрабатываемое в школе Д.Н.Узнадзе, и «социальная установка» (attitude). Принципиальным отличием социальной установки является то, что она понимается как состояние сознания человека и функционирует на уровне социума.Понятие социальной установки является одним из центральных в социальной психологии, а её изучение представляет собой отдельную самостоятельную ветвь исследований.

Асоциальное поведение регулируется у человека асоциальными установками.

Асоциальные установки могут образоваться непосредственно, то есть под непосредственным воздействием на личность объективных отрицательных факторов, и опосредственно, то есть установка образуется по отношению к определенному лицу, предмету или явлению действительности, однако при отсутствии непосредственного отрицательного воздействия с их стороны на личность.

Что значит асоциальный человек

Изначально это связано с нарушениями эмоционального спектра, таким людям не только тяжело активно и бурно демонстрировать свои эмоции, но даже выразить их словесно, некоторые состояния остаются закрытыми для описания, и только психотехники помогают разобраться с тем, что происходит внутри. Поскольку окружающие демонстрируют свои чувства ярче, говорят о них чаще, асоциальному типу становится неуютно и непонятно в их компании.

В ценностях и важности преобладают собственные взгляды и приоритеты, поэтому общественные правила и нормы будут игнорироваться. Например, если асоциальному человеку стало скучно, то он не будет выдерживать культурную паузу, дожидаться прощания, а просто уйдёт (спектакль, гости – не важно). Улыбаться кому-то ради того, чтобы произвести приятное впечатление он также не будет, улыбка появится только при хорошем настроении, а вежливое общение только при условии наличия уважения к собеседнику.

Из-за сниженной чувствительности в эмоциональной области распространённой реакцией на любое вторжение или попытки навязать общественные нормы является агрессия. Она является единственным способом реагирования на любые раздражители, при этом, чтобы добиться своего желаемого от других людей асоциальная личность легко использует манипулирование, ложь, надевает любые роли. Получается, что асоциальное поведение человека не исключает адаптацию, а использует её только в тех ситуациях, когда это необходимо ему, иначе просто включается жестокое противостояние.

Высокий уровень импульсивности не даёт возможности асоциальному человеку найти адекватные пути удовлетворения своих желаний, зато потребность их реализации становится крайне обострённой и требует выполнения в секунду возникновения. Это приводит к тому, что люди осуществляют не очень хорошие поступки только чтобы получить желаемое быстрее, а объяснить им недостойность такого выбора тяжело, поскольку они не способны понять чувств других и их страданий или боли, отсутствует стыд и вина, как основные регуляторы социального поведения.

Исправлять недостойные поступки асоциальные люди также не спешат, поскольку даже при виде слёз, боли и огорчении других полностью уверены в своей правоте, а нежелательное поведение других рассматривают в качестве манипуляции и попыток оказывать давление. Свои негативные поступки они не анализируют и не используют как опыт, т.е. раз извинившись перед кем-то, они могут продолжать делать те же самые вещи.

Причины асоциального поведения

Люди становятся асоциальными, а не рождаются, несмотря на то, что биологические факторы также немного предрасполагают, но не оказывают ключевое воздействие на формирование социопатических качеств. Наследственные факторы формируют склонность к криминальному поведению, но исключительно благодаря высоким показателям импульсивности и инфантильности, что при правильном воспитании можно скомпенсировать. Негативное воздействие курения, алкоголя и наркотиков во время беременности не даёт нормально сформироваться нервной системе, вследствие чего происходят не только эмоциональные сбои, но и самоконтроль и возможность понимать других

Чрезмерная холодность, равнодушие со стороны взрослых (особенно характерно, когда родители не готовы к рождению) формирует замкнутую личность, с пониманием, что равнодушие и преследование только своих интересов является единственным способом существования.

Время выполнения: 15 минут

3. Упражнение «Нежданная встреча».

Цель: тренировка способности вступать в контакт с разными людьми.

Инструкция: обсудите с другом  в социальных сетях, как:

1. Люди встречаются после долгой разлуки.

2. Встречаются партнёры по бизнесу.

3. Неприятные друг другу люди.

4. Дальтоники.

5. Большие друзья.

Время выполнения: 10 минут

4. Упражнение «Групповой портрет».

Цель: создание эмоционального уюта.

Инструкция: У нас открылась уникальная фотостудия. В ней можно сделать групповой портрет. Сделайте фотоколлаж своей группы друзей так, чтобы все попали в «кадр»  и чтобы всем в этом пространстве было комфортно.

Время работы: неограниченно до окончания работы

5. Рефлексия. Что понравилось? Что было трудным? Что запомнилось?

Яндекс.Метрика