Информативная помощь в стиле «Обратная связь»

 для обучающихся 9-11 кл.

«Планирование семейного бюджета»

Цель: сформировать личность, способную нормально функционировать в новой социально-экономической среде, умеющую рационально тратить деньги.

Задачи:

  • приближение знаний основ экономики к потребностям человека;
  • осознание необходимости применения в будущей жизни знаний, умений и навыков;
  • формирование умений распределять денежные средства.

     Для начала важно понимать, что вопрос рационального распределения бюджета состоит из двух основных аспектов — психологического и математического.

    В первом случае речь пойдет о ненужных покупках, на которые деньги тратятся импульсивно, без явной необходимости. Ведь часто сиюминутное желание бывает сильнее доводов рассудка, и мы покупаем то, без чего запросто можем обойтись. Например, очередное платье, помаду или парфюм женщины приобретают лишь потому, что консультанты магазина вдруг обращают их внимание на очень выгодную скидку. Да и мужчины могут делать необдуманные покупки, особенно если это касается сферы развлечений. Поэтому следует взять на вооружение такие советы, как, например, разделение планируемых расходов на две части: обязательные и необязательные.

    Суть математического подхода в деле правильного распределения бюджета семьи состоит в том, чтобы сразу же определить, сколько денежных средств вы должны выделить на:

  • квартплату и коммунальные платежи;
  • продукты и лекарства;
  • бытовую химию;
  • одежду и развлечения.

    Но следует четко понимать, сколько денег будет уходить на указанные выше категории, и определить минимальную и максимальную суммы по каждой из них. Ведь именно от размера ежемесячного дохода будет зависеть и количество трат.

1. Распределение денег на покупки.

            Предлагаем составить перечень необходимых продуктов и санитарно-гигиенических средств, которые намерены закупить для себя на месяц, а также подсчитать, сколько денег на это требуется. Предложите свой проект покупок и рассчитайте сумму денег на эти покупки.

      При исчислении минимального потребительского бюджета учитываются такие расходы как:

— питание;
— одежда, обувь, белье;
— лекарственные средства, предметы санитарии и гигиены;
— мебель, предметы бытового и хозяйственного назначения;
— жилье и коммунальные услуги (при этом необходимо учить детей правилам экономии и учитывать реальные возможности, контролировать расходы и экономить электроэнергию, тепло, газ и воду);
— транспорт, связь, бытовые услуги;
— культурно-просветительские мероприятия и отдых;
— и иные расходы.

     То есть, он включает в себя набор продуктов питания, непродовольственные товары и услуги, которые необходимы для сохранения здоровья населения, обеспечения нормальной жизнедеятельности человека и организации быта, а также обязательные взносы и платежи.

   По словам специалистов, удельный вес основных статей потребительских расходов приблизительно следующий: продукты питания — 49,6%, одежда, белье, обувь — 19,8%, жилищно-коммунальные услуги — 7,5%, бытовые услуги, транспорт, связь — 9%; мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения — 8,4%, культурно-просветительные мероприятия и отдых — 1,5%, взносы и платежи — 1,8%, лекарственные средства, предметы санитарии и гигиены — 2,5%.

    Предлагаем Вам завести для себя тетрадь, в которую следует записывать доходы семьи за месяц и все ее расходы, как обязательные, так и дополнительные. Это поможет составить реальную картину того, на что, больше всего уходит денег. Проанализировав записи, можно быстрее понять, в каких именно моментах следует быть более экономными.

2. Траты первоочередные и второстепенные.

    Бюджет каждой семьи состоит из первоочередных и второстепенных трат. К первоочередным тратам относятся: оплата за жилье и коммунальные платежи, оплата за телефон, покупка проездного билета на городской транспорт, покупка продуктов питания, санитарно-гигиенических средств по уходу за собой, жильем, одеждой.

    Исходя из среднемесячной заработной платы на одного человека (члена семьи), подсчитайте, сколько денег остается на покупку одежды, обуви, на посещение кино и театра, развлечения.

3. Уроки экономии.

Ответьте на вопросы:

  • Что такое оптовые рынки и какое там качество товара. Почему на оптовом рынке выгоднее покупать продукты питания и предметы санитарно-гигиенического ухода?
  •  Что такое качество продуктов и сроки их хранения. На что обратить внимание при покупке товаров?
  • Создайте примерный расчет затрат на покупку товаров в магазине и на рынке.

4.Предметы первой необходимости. Что должна иметь дома хозяйка (хозяин).

    Предлагается составить список вещей, которые, по Вашему мнению, должны быть в доме (без чего нельзя обойтись, а что не очень важно). Распределите денежные средства таким образом, чтобы можно было приобрести нужные вещи.

Яндекс.Метрика