РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАЩИМCЯ 9 КЛАССОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ 2021-2022

Дорогие друзья!

Скоро Вам предстоит сдать итоговую аттестацию по русскому языку.

Подготовка будет эффективной, если Вы будете систематически заниматься.

Данные рекомендации помогут Вам в подготовке к экзамену.

При подготовке к ГИА в 9 классе в первую очередь необходимо

познакомиться с контрольно-измерительными материалами (далее КИМ) по

русскому языку. Сегодня все задания находятся в открытом доступе на сайте

fipi . ru , их можно скачать и пользоваться при подготовке к экзамену.

Каждый вариант КИМ состоит из трёх частей и включает в себя девять

заданий, различающихся формой и уровнем сложности:

Часть 1 – сжатое изложение (задание 1);

Часть 2 (задания 2–8) – задания с кратким ответом. В экзаменационной

работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

– задания на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа;

– задания на выбор и запись номеров правильных ответов из

предложенного перечня.

Часть 3 (альтернативное задание 9) – задание с развёрнутым ответом

(сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на

основе прочитанного текста. Эта часть работы содержит три творческих

задания (9.1, 9.2, 9.3), из которых необходимо выбрать и выполнить только

Первая часть экзаменационной работы – это написание сжатого

изложения по тексту публицистического или научного стиля. В этом задании

нужно не только без искажения передать содержание исходного текста, но и

удачно применить приемы сжатия (компрессии) информации. В результате

должен получиться новый текст, который, как и любой другой текст, должен

обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью

Все тексты, которые будут предложены учащимся для прослушивания на

экзамене, находятся в открытом доступе в банке заданий. Для подготовки к ГИА

необходимо скачать эти тексты и регулярно выполнять задания в течение

Рекомендации для написания сжатого изложения

При первом чтении:

1 Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание.

2 Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?).

3 Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а

затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения.

4 Запомните последовательность событий, рассуждений.

5 Определите количество абзацев, ключевые слова.

6 Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и

озаглавливая их.

7 Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Для составления плана:

1 Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.

2 Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план.

3 Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.

После второго чтения

1 Разделите текст на смысловые части.

Начинайте работу по компрессии (сжатию) текста.

Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во

всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную информацию,

обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим.

Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте

авторские ключевые слова и словосочетания.

2 Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы

получился текст.

3 Следите за тем, чтобы содержание исходного текста было передано без

искажений.

4 Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.

Вторая часть – это решение заданий по предложенному тексту.

Во второй части работы учащимся предлагается тестовые задания, в которых

проверяются полученные знания в области русского языка за весь курс обучения:

речеведение, лексика (метафора, фразеологизм, олицетворение, эпитет,

гипербола и др.);

орфография (правописание приставок, суффиксов различных частей речи,

личных окончаний глаголов);

лексика (стилистически нейтральный синоним);

синтаксис (словосочетание, простое предложение, обособленные члены

предложения, обращение, вводные слова и конструкции, сложное

предложение).

Третья часть экзамена – это написание сочинения-рассуждения.

Сочинение-рассуждение (альтернативные задания 9.1, 9.2, 9.3) проверяет

прежде всего умение создавать собственное связное высказывание на заданную

тему на основе прочитанного текста. Это высказывание должно соответствовать

функционально-смысловому типу речи «рассуждение» и вследствие этого

строиться по определённым композиционным законам. При этом особое

внимание следует уделить умению аргументировать свои мысли и утверждения,

используя прочитанный текст. Какую бы тему сочинения Вы ни выбрали,

помните о том, что подбор аргументов надо производить очень тщательно, строго

в соответствии с темой, иначе грозит опасность перегрузить сочинение

материалом. При написании сочинения следует соблюдать все правила

оформления рукописи: пишите разборчиво, грамотно, аккуратно, соблюдая

деление на абзацы. Это поможет проверяющему лучше понять Вас, а Вам –

набрать максимально возможное количество баллов за грамотность работы.

Для успешного написания одного из этих сочинений учащиеся должны

понимать основную мысль прочитанного текста; уметь создавать собственное

письменное высказывание на основе прочитанного по заданным параметрам;

устанавливать авторскую позицию в тексте; выражать свое отношение к теме

текста и формировать свою позицию по данной теме; логически последовательно

излагать свою точку зрения.

Структура (алгоритм) написания сочинения-рассуждения:

1 Вступление — тезис.

2 Основная часть — доказательства (аргументы).

3 Заключение – вывод.

Во вступлении нужно объяснить, как вы понимаете смысл фрагмента

текста. Обычно в этом фрагменте заключается основная мысль автора текста,

которую надо обосновать, доказать или опровергнуть (это и будет тезис). Для

выделения тезиса надо внимательно прочитать текст, разделить его на

структурные части (микротемы); в каждой части выделить (подчеркнуть

карандашом) предложение или часть предложения, выражающее главное

суждение (часть тезиса). Может показаться, что автор выдвигает несколько

тезисов, но на самом деле рассматриваются отдельные стороны главной идеи.

Затем выделенное надо соединить смысловыми союзами (если, чтобы и т.д.) и

сформулировать тезис. Необходимо показать свое понимание смысла указанного

фрагмента.

Основная часть по объёму должна быть больше, чем вступление и выводы.

В ней нужно доказать правильность выраженной в тезисе мысли при помощи

аргументов из анализируемого текста. Для этого необходимо повторно прочитать

текст и выделить (карандашом) слова или предложения, в которых заключена

важная информация, дать ответы на вопросы: о чем текст? какую мысль автор

хочет донести до читателя? с какой целью был написан текст? Ответив на эти

вопросы, можно сформулировать идею текста и искать аргументы,

подтверждающие их мысль. Выбранные предложения можно цитировать

полностью, можно использовать часть предложения, а можно заменить косвенной

речью. Необходимо помнить, что нужно анализировать и рассуждать, а не

пересказывать текст.

В последней части сочинения нужно обобщить сказанное и сделать вывод.

Важно проверить, чтобы вывод не противоречил тезису и аргументам.

Необходимо также отметить, что успешная сдача ГИА зависит не только

от теоретической и практической подготовки, но и психологического и

морального настроя. Учащиеся должны быть уверены, что они все успешно

сдадут экзамен при регулярной подготовке, они не должны испытывать страха

перед экзаменом.

Яндекс.Метрика