Дети с девиантным поведением.

Одной из актуальных и социально значимых проблем, стоящих перед нашим обществом сегодня, является рост числа детей с девиантным поведением. В профессиональной среде можно встретить самые разные взгляды на сущностные основания понятия «дети с девиантным поведением».

Одни исследователи (А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева и др.) полагают, что к названной категории детей следует относить всех психически здоровых детей (с отклонениями в пределах нормы), но имеющих проблемы (задержки, отставания) в нравственном, умственном, эмоционально-волевом развитии вследствие недостатков воспитания (семейного или общественного), неблагоприятной ситуации развития в тот или иной период онтогенеза и в силу этого не поддающихся обычным мерам педагогического воздействия. Другие исследователи (В. К. Зарецкий, Н. С. Смирнова, Ю. В. Зарецкий, Н. М. Евлашкина, А. Б. Холмогорова) считают, что дети с девиантным поведением — это дети, попавшие в сложную жизненную ситуацию, нуждающиеся в помощи, которые без специальной помощи не смогут справиться со сложившейся ситуацией. Наряду с термином «девиантное» для определения поведения, не соответствующего общепринятым нормам и правилам, используются термины: отклоняющееся, асоциальное, неадекватное, деструктивное поведение, а самих детей называют трудновоспитуемыми, дезадаптированными, педагогически запущенными, социально запущенными, недисциплинированными, детьми группы риска, детьми, которые нуждаются в дополнительном психолого-педагогическом внимании и др.

Проанализируем представленный выше терминологический ряд, дифференцируя названные понятия, выделяя их отличительные особенности. Термин «трудновоспитуемый» впервые ввел в 1924 году В. Н. Сорока-Росинский — известный педагог, посвятивший всю свою жизнь воспитанию детей, при этом пояснив, что тот или иной ребенок может оказаться трудным вовсе не в силу какой-либо дефективности, а, наоборот — по причине сложности и богатства своей натуры. Великие гуманисты Я. Корчак, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский подчеркивали, что трудный подросток — это всего лишь неудобный для взрослых воспитанник. Социально и педагогически запущенный ребенок (по Р. В. Овчаровой) характеризуется неразвитостью свойств субъекта общения, деятельности и самосознания и соответствующей им неадекватной активностью во взаимодействии с окружающими. Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Понятие «педагогически запущенный ребенок» большинство авторов связывают с труднообучаемостью и трудновоспитуемостью ребенка, недостаточностью у него знаний и умений, необходимых для того, чтобы справиться с требованиями, предъявляемыми к нему родителями, педагогами, детским коллективом. Социально запущенных детей и детей с риском школьной и социальной дезадаптации часто называют детьми группы риска. Дезадаптированный ребенок — это ребенок, испытывающий затруднения в усвоении социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семья, учреждения образования и т. д.), выполняющих функции  институтов социализации.

Характеризуя понятие «учебная дезадаптация», М. А. Галагузова выделяет следующие ее стадии: учебная декомпенсация (возникновение у ребенка затруднений в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе); школьная дезадаптация (возрастающие трудности в обучении, нарушения в поведении, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропуски занятий); социальная дезадаптация (полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками); криминализация среды свободного времяпровождения. К категории дезадаптированных относят трудновоспитуемых детей. Но поскольку трудновоспитуемость не всегда означает дефективность, целесообразно, считает В. Н. Сорока-Росинский, вместо термина «трудновоспитуемость» употреблять выражение «уклонение от нормы», включающее: субнормность (дефективность), супранормность (повышенная одаренность), денормность (уклонение от нормы в узком смысле этого слова).

Недисциплинированный ребенок — тот, кто не умеет соотносить свои потребности, желания, интересы и поступки с моральными требованиями общества. Очевидными признаками недисциплинированного поведения являются нежелание и неумение следовать нормам, выполнять правила поведения.

Ребенок группы риска — это ребенок, который в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержен негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, подвержен риску: потери жизни, здоровья, нормальных условий жизнедеятельности. При этом важно помнить и о таком аспекте, как риск для общества, который создают дети данной категории.

Ребенок, находящийся в социально опасном положении. К данной категории относят несовершеннолетних, которые:

 • воспитываются в семье, где родители или иные их законные представители не исполняют (ненадлежащим образом исполняют) свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних детей либо отрицательно влияют на их поведение, жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми;

 • вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, которые совершают правонарушения или иные антиобщественные действия;

 • являются жертвами физического, психического или иного вида насилия;

 • пострадали в результате военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий, катастроф;

• оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуациях.

Относительно новым является понятие «ребенок, который нуждается в дополнительном психолого-педагогическом внимании» («требующий особого педагогического внимания», «нуждающийся в социально-педагогической и психологической помощи» и т. п.), тем самым подчеркивается значимость педагогической, социально-педагогической, психолого-педагогической помощи и поддержки со стороны специалистов учреждения образования (педагогов социальных, педагогов-психологов и др.) по отношению к ребенку.

Разные названия категорий учащихся, в развитии личности которых наметились негативные тенденции, отражают позиции тех специалистов (учителя, педагоги-психологи, педагоги социальные и др.), которые работают с этими детьми и обеспечивают минимизацию их педагогических, психологических и социальных проблем и трудностей.

Яндекс.Метрика